Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
SMS-пожертвование на короткий номер 6162
Министерство образования и науки Российской Федерации

Консультация для воспитателей.

Как знакомить детей с пейзажными картинами.

Подготовила: Лисовская Р.А., воспитатель МБДОУ ДС №1 

Искусство в современном обществе рассматривается как средство, помогающее лучше понимать реальный мир, сформировать здоровые потребности, высокий эстетический вкус, видеть и любить прекрасное.

Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного.

В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью.

Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину.

В нашей работе особое внимание было уделено формированию интереса к пейзажной живописи

Однако, отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, организация просмотра и обсуждения выставок.

Первая беседа должна быть посвящена разговору с детьми о творчестве художника. Прежде всего нужно познакомить детей с профессией художника, рассказать о разнообразии видов его деятельности. Было бы очень хорошо, если бы участие в разговоре принял художник, профессионал или самодеятельный -он показал бы свое снаряжение, мольберт, краски, как ими пользоваться. И тут важно сказать, что художник создает картины, которые могут изображать природу - пейзаж, человека - портрет, цветы, плоды, утварь - натюрморт или сцены из жизни. При этой беседе надо показать одну, две картины каждого жанра.

Опыт показывает, что пейзаж ближе и доступнее восприятию детей, дети любят природу, и произведения пейзажной живописи вызывают у них радостные ассоциации, серьезный интерес. Поэтому вторую беседу целесообразно посвятить пейзажу.

При проведении бесед интересно использовать стихи, отрывки из повестей и рассказов русских и советских писателей, посвященных природе России. Но они должны соответствовать изображенному на репродукции и быть понятны детям.

Рассматривать картины русской природы с детьми целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку главным содержанием этих картин является природа, рассматривать их лучше после экскурсий и прогулок в природу, чтобы дать детям необходимый запас представлений.

Устраивая прогулки и экскурсии следует обращать внимание детей на красоту природы, вызывать у них чувство любви к прекрасному, всячески развивать их наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей природы научит детей понимать форму предмета, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время года. Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей: они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине. Научившись наблюдать  природу, дети будут серьезнее смотреть и глубже понимать произведения искусства, тогда они уже не пройдут мимо хорошей картины художника,

Свои впечатления от прогулок и экскурсий, дети закрепят, рассматривая репродукции известных картин.

Ознакомление с картиной художника начинается с самостоятельного рассматривания произведения, для усиления эмоционального восприятия картины, для создания интереса к ней в начале занятия можно предложить детям прослушать музыку, прочитать стихотворение. После того как дети получили возможность самостоятельно рассмотреть картину, воспитатель рассказывает о содержании и выразительных средствах произведения. Рассказ воспитателя о картине может строиться следующим образом: сообщение названия картины и фамилии художника, что он изобразил, что самое главное выделил, как это показал цветом, расположением, краткое обобщение: о чем художник создал картину, что красивого увидел в жизни и изобразил в картине, о чем думается, вспоминается, глядя на это произведение.

Составляя рассказ по картине воспитателю следует обратить внимание  на подбор эпитетов, образных сравнений, особенно при описании пейзажа. Рассказ воспитателя, рассчитанный на 5-7 минут, должен отличаться эмоциональностью, яркостью и лаконичностью. За тем целесообразно задать детям вопросы. Путем вопросов воспитатель привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений.

В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа может начаться с вопросов к детям. Система вопросов должна быть в правильной логической последовательнос­ти и должна подвести детей к правильным ответам, воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие картины в целом, так и отдельных ее деталей, вопросы должны помочь детям установить связи между изображенны­ми на картине объектами или элементами объекта. Они подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при  наблюдении; репродуктивные, поисковые, проблемные, понуждающие к обобщению. Могут быть задания творческого характера:  придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины.  Обязательно вопросы к личному опыту детей. Могут быть вопросы и за пределы изображенного.

При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет суждения детей. В заключении воспитатель высказывает свое суждение о картине в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Не надо убирать картину сразу, после беседы, а наоборот, посоветовать детям еще и еще раз рассмотреть ее, поговорить друг с другом о ее содержании.

Необходимо на занятиях и беседах, посвященных природе и творчеству русских художников - пейзажистов прослушивать грамзаписи произведений по соответствующим временам года.

Очень важно практиковать повторные рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые небыли замечены в первый раз. Повторные беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, дети не только рассказывают что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Во время анализа произведения живописи по репродукциям необходимо широко использовать метод сравнения. Рекомендуется сравнивать картины на одну и ту же тему одного художника или двух - трех; можно сопоставлять картины, изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие одинаковое настроение или противоположные чувства.

Например, можно сравнить картины Юона "Волшебница зима" и Грабаря "Февральская лазурь".

Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей Левитана "Март", "Весна", Большая вода" и Саврасова "Грачи прилетели".

То грустной, задумчивой, то бодрой, радостной, но всегда прекрасной показана природа в картинах Нестерова "Осенний пейзаж", Грабаря "Рябинка" и "Сентябрьский снег".

На первом этапе ознакомления с произведениями искусства возможно применение игровых приемов "Вхождения в картину", предложенных Тихеевой и Флериной и широко используемых на занятиях по развитию речи.

Эти приемы позволяют вызвать у детей эмоциональную реакцию, определенные ассоциации, активизируют творческое воображение. Применение игровых приемов в конце занятия повышает у детей интерес к картине, заставляет их еще раз внимательно всмотреться в изображение.

Не даром Чехов говорил, что обязательно нужно представлять себя среди того пейзажа, какой написан художником, тогда он оживет. Нужно смотреть на картину, как на реальный вид за окном своей комнаты.

Итог занятия по ознакомлению с пейзажной живописью всегда должен быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось, думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить, почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с содержанием картины стихотворение, песню и т.д.

Более глубокому осмыслению детьми произведений русских пейзажистов способствуют знания основных понятий в области изобразительного искусства : живопись, колорит, композиция, репродукция.

В каждом детском саду желательно создавать свой "художественный фонд" из репродукций картин, рисунков, лучших рисунков детей. На основе созданного "художественного фонда" рекомендуется такая эффективная форма знакомства детей с живописью как выставка репродукций. Это может быть выставка пейзажной живописи или просто картин разного жанра. Выставка может быть небольшой на темы "Осень", "Зима", "Лето", "Весна". Их целесообразно устраивать периодически.

Выставка может быть и как заключение всех бесед, проведенных за определенный период. Хорошо проводить такую выставку весной, после того, как в старших группах проводилось систематическое рассматривание картин.

Воспитатель должен продумать место, где устроить выставку, учитывая условия детского сада. Важно выбрать самое светлое и просторное помещение и расположить репродукции так, чтобы их было хорошо видно. Не следует загружать выставку большим количеством репродукций это затрудняет их восприятие.

Отбирая репродукции для выставки, следует помнить об особенности восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Поэтому следует уместить большую часть известных репродукций, по которым проводились беседы, и среди них разместить новые репродукции, тогда и эти будут восприняты с интересом. Если же основное место на выставке займут незнакомые картины, дети, не зная их, не смогут обменяться мнениями о них, и все знакомство с картинами сведется к названию того, что изображено.

В организации выставок могут принимать участие и сами дети. Они смогут принять участие в подборе репродукций и в размещении отобранного материала.

Сделав выставку, нужно организовать ее просмотр с детьми. Воспитатель расскажет детям об отдельных картинах, и затем даст им возможность самим посмотреть. Дети свободно подходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли, то, что для них ново. За тем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку, дети говорят,

какие картины они больше любят,  какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины,  высказываются об их содержании.

После организованного просмотра дети подготовительной группы сами могут быть экскурсоводами, показывая выставку родителям, работникам детского сада, младшим детям.

«Что должны знать родители о ФГОС ДО»

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Занятие или «занимательное» дело?

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.

Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.

Во-вторых, в приказе много положительного:

  • Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

 


В помощь педагогам

Лепка в детском саду

Лепка

Знания

Умения

Приёмы лепки

Содержание

Конец года

Младший дошкольный возраст

1. Знать свойства глины: мягкая, делится на части, можно лепить.
2. Различать и называть формы: шар, лепёшка, столбик.
3. Различать и называть величины: большой, средний, маленький.

1. Лепить несложные предметы из одной или нескольких частей одинаковой формы, плотно прижимая части друг к другу.
2. Уметь лепить аккуратно, не пачкая одежду.
3. Лепить над дощечкой.
4. Уметь наносить рисунок палочкой.

1.Раскатывание (столбик).
2.Скатывание (шар).
3.Вдавливание пальцем (украшаем пирог).
4.Прищипывание.
5.Сплющивание.
6.Присоединение.

1. Из столбиков делаем карандаши, колечки.
2. Из шариков - мячи, вишня, конфеты, ягоды, неваляшка, снеговик, птичка.

Уметь лепить предметы, состоящие из 1-3 частей.

Средний дошкольный возраст

1. Знать свойства - глина пластична.
2. Знать и различать формы (конус, фигура в форме яйца).
3. Знать как сравнивать величины.
4. Видеть пропорции, называть детали.
5.Различать признаки предметов (длинный, короткий, толстый, тонкий)

1. Уметь лепить предметы из нескольких частей.
2. Освоить обобщённые способы лепки птиц, животных из целого куска и по частям.
3. Правильно соблюдать пропорции и взаиморасположение частей.
4. Подводить к сюжетной лепке.

Добавляются: 
7. Примазывание.
8. Защипывание.
9. Вытягивание.
10. Сглажиание.

Овощи, фрукты, грибы, игрушки (заяц, медведь, кошка, рыбка, ёж, птичка, утка), девочка в длинной шубке, воробей, жар-птица, посуда.

Уметь лепиить предметы, состоящие из нескольких частей.

Старший дошкольный возраст

1.Анализировать натуру по плану воспитателя.
2. Разбираться в строении предметов, форме и величине частей предмета.
3.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.

1. Самостоятельно определять способы лепки.
2. Устанавливать фигуру в вертикальном положении, придавать фигурам устойчивость.
3. Передавать движение предмета.
4. Уметь лепить с натуры и по представлению
5. Передавать сюжет в лепке.
6. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.
2. Использовать знакомые приёмы лепки.

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.
2.Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.
2. Лепить в движении человека и животных.
3.Использовать различные способы лепки.
4. Расписывать изделия из глины.

Подготовительная группа

1.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.
2. Разбираться в строении предметов, форме, величине и пропорциях.

1. Самостоятельно определять способы и приёмы лепки.
2. Устанавливать фигуры в вертикальном положении, придавая им устойчивость.
3. самостоятельно находить способы передачи выразительности образов (поза, детали, движение, фактура).
4. Передавать движение предметов за счёт изменения основного положения.
5. Уметь лепить с натуры и по представлению.
6. Передавать задуманный сюжет в лепке.
7. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.
2. Использовать знакомые приёмы лепки.

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.
2. Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.
2. Лепить в движении человека и животных.
3. Использовать в лепке различные способы.
4. Расписывать изделия из глины.