Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
SMS-пожертвование на короткий номер 6162
Министерство образования и науки Российской Федерации

«МамаПапины» уроки

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Штырц Н.А.

Вы знаете, какие склонности есть у вашего ребенка?

Внимательный родитель скорее найдет ответ на этот вопрос. Нельзя забывать, что есть профессионалы, которые могут помочь выявить склонности ребенка. Если возможности пообщаться с профессионалом, нет, попробуем справиться самостоятельно с помощью уже известных методик!

Для самостоятельного наблюдения за ребенком родителям можно предложить познакомиться с методикой способностей ребенка, которая поможет определить, какой вид одаренности у ребенка преобладает в настоящее время: музыкальный талант, технические способности, способности к спорту, артистический талант, литературное дарование, способности к занятиям научной работой, художественные способности, интеллектуальные способности. Как работать с методикой? Родителям достаточно внимательно прочитать анкету и оценить по пятибалльной системе проявляемые качества ребенка в каждой из восьми областей способностей. Наибольшее количество баллов внутри одной области может говорить о преобладании данных способностей у ребенка. Предположим, если у ребенка есть способности к занятию техническим творчеством, то наверняка, о них уже многое говорит в поведении и рассуждениях ребенка. Возможно, он давно интересуется механизмами и машинами, в мир его увлечений входит конструирование приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников, с удовольствием чинит испорченные приборы, использует старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов, любит рисовать чертежи и наброски механизмов. В этом случае ребенку подойдут творческие объединения политехнической направленности: радиокружок, судо- и авиа-моделирование, фото студия, конструирование.

Методика «карта одаренности» (анкета Хаана и Кофа)

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь педагогу и родителям при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время: музыкальный талант, способности технические, способности к спорту, артистический талант, литературное дарование, способности к занятиям научной работой, художественные способности, интеллектуальные способности.

Инструкция: Дайте оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):

· 5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка;

· 4 балла – выражено выше среднего;

· 3 балла – выражено средне;

· 2 балла – слабо выражено;

· 1 балл – совсем не выражено.

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.

Попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей ребенка.

Литературные способности

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.

6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Любит писать рассказы и стихи.

8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

9. Любит публично рассказывать стихи и рассказы.

Способности к занятию научной работой

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3. Обладает хорошей способностью к усвоению абстрактных понятий, установлению обобщений.

4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

6. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.

7. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.

8. Проводит много времени за созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.

9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Музыкальные способности

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает чувства, свое настроение.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

9. Хорошо развито чувство ритма.

Спортивные способности

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

4. Бегает быстрее всех в классе.

5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.

8. Любит играть в подвижные игры.

9. Во всем стремится к победе.

Технические способности

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

5. Разбирается в «капризах механизмов», любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».

6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

8. Нравится заниматься конструированием.

9. Хорошо справляется с различного рода чертежами, графиками.

Интеллектуальные способности

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.

2. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.

3. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.

6. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.

7. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

8. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.

9. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.

Артистические способности

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.

3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты.

7. Не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

8. Живая, выразительная мимика.

9. Хорошо развита эмоциональная сфера.

Художественные способности

1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).

2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).

4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

9. Хорошо развит эстетический вкус.

Какую деятельность предпочтет ребенок во многом зависит от полового признака. Сегодня все чаще специалисты говорят о гендерных предпочтениях в различных сферах жизни человека. То есть поведение мальчиков и девочек часто можно объяснить их половой принадлежностью. Наблюдая за сыном или за дочерью, родители обязательно должны учитывать некоторые отличия детей, которые характерны для поведения ребенка определенного пола. Развитие мальчиков и девочек неравномерно, и они по-разному воспринимают мир. Так, будущие мужчины больше ориентированы на информацию, а будущие женщины – на отношения между людьми. Эту особенность необходимо учитывать при выборе творческого объединения. Мальчиков сразу интересует конкретная информация, а девочкам для начала достаточно установить дружеские контакты. Территориально для любопытства и освоения мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, поэтому их привлекают большие стадионы и корты, тогда как девочкам чаще достаточно уютного уголочка в небольшой комнате. Мальчики могут преуспеть в той деятельности, которая требует нестандартного мышления. А девочки легче принимают пошаговое методическое обучение, практически в любой сфере деятельности. Например, с большим усердием девочки добиваются мастерства в отработке элементов танцевального искусства, или в технике бумагопластики. Ученые доказывают, что девочки более восприимчивы к воспитанию, легче адаптируются к педагогическим требованиям, не соответствующим индивидуальным особенностям их психики, легче переживают неприятности.

Мальчики немногословны, но, так как они нестандартно и интересно мыслят, их поведение чаще кажется родителям непредсказуемым. Возможно, по этим причинам родителям сложнее понимать внутренний мир мальчиков. Это и неудивительно, ведь мальчика чаще окружают женщины. Есть мнение, что в сфере образования мальчики вообще находятся в особом менее выгодном положении, чем девочки. Объясню почему. Стратегия обучения в наших дошкольных и общих образовательных учреждениях рассчитана на девочек. И преподаватели там чаще женщины, да и дома они же в основном занимаются воспитанием детей. Часто им невдомек, что девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но, естественно, женщина-учитель передает ребенку-ученику чисто женский взгляд на мир. Женское мироощущение совсем другое и их взгляд на картину мира несколько отличается от мужского. Поэтому все психологи сходятся во мнении: ребенку, хоть мальчику, хоть девочке необходимо иметь как минимум два главных воспитателя в своей жизни, мужчину и женщину!