Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
SMS-пожертвование на короткий номер 6162
Министерство образования и науки Российской Федерации

«МамаПапины» уроки

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Штырц Н.А.

 

Как сохранить интерес ребенка к продолжительным занятиям?

Чтобы у ребенка продолжительное время сохранялся интерес к занятиям в кружке, родителям самим необходимо демонстрировать к деятельности ребенка серьезное отношение. Нельзя допускать высказываний типа: «Походи немного с Сергеем на танцы, тебе с ним будет веселее, а потом посмотрим», «Мы ходим в эту студию для себя, нам не нужно никаких выставок, мы просто хотим научиться рисовать», или «Ты все равно не станешь композитором, просто научись играть на пианино». Подобное отношение родителей не способствует стремлению активно развиваться в определенном виде деятельности. У ребенка возникает ощущение необязательности.

Перед началом занятий необходим правильный настрой. Ребенку важно понимать: чем бы он не занимался, к делу он должен относиться ответственно, должен стремиться достичь высшего мастерства и постоянно совершенствоваться. Задача взрослого: сформировать стремление ребенка прилагать серьезные усилия и добиваться успехов в выбранном виде деятельности. Со временем у ребенка должна быть сформирована внутренняя мотивация к занятию. То есть, ребенок идет заниматься по основной причине – любви к виду деятельности. Не за компанию с другом, не от того, что секция рядом с домом, а потому, что желает достичь высоких результатов в этом конкретном виде деятельности. Необходимо добиться того, чтобы эти занятия в дополнительном образовании приносили радость самому ребенку, и по возможности избегать ситуации заставлять его ходить на занятия.

Устойчивому интересу к деятельности способствуют следующие положительные эмоции: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение. Если эти эмоции ребенок переживает во время занятий, скорее он будет охотнее заниматься деятельностью. Такие отрицательные эмоции, как страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение не способствуют устойчивой мотивации в деятельности. Если, у ребенка пропало настроение заниматься далее и посещать кружок необходимо позаботиться, чтобы во время занятий он не испытывал подобные отрицательные эмоции.

Чтобы постоянно поддерживать интерес ребенка к деятельности, нужно позаботиться о том, чтобы соблюдались три условия: деятельность должна обеспечивать ребенку полноценное взаимодействие с другими людьми, в ней должно быть место для его активности и третьим условием является присутствие в ней значимого личностного смысла для самого ребенка. Нужно стараться, чтобы ребенок получал удовлетворение от процесса работы, продумать систему вознаграждения за труд, это должны быть не материальные поощрения. И конечно, по возможности избегать наказаний.

Иногда ребенок может вернуться разочарованным с первого же занятия и наотрез отказаться от следующего. Что делать, если ребенок отказывается заниматься? В этом случае необходимо выяснить некоторые обстоятельства.

Любые занятия для ребенка должны начинаться и заканчиваться только на позитивном эмоциональном фоне, ребенок должен получать удовольствие от общения с педагогом и другими детьми. Если часто после занятий ребёнок плохо себя чувствует, раздражается, отказывается идти на занятия вновь, ему действительно нужна пауза, а взрослым необходимо определить причину такого поведения и состояния ребенка. Для этого нужно посоветоваться с педагогом, выяснив подробности и нюансы занятий: чему посвящались последние занятия, в какой форме проходили, с кем контактировал ребенок, возможно, ссорился, с удовольствием ли он занимался, какие замечания были к нему со стороны педагогов и так далее. Выясняют отношение ребенка к педагогу. Иногда, чтобы педагог установил прочный контакт во взаимоотношениях с учеником, требуется несколько занятий, это может быть связано с индивидуальными особенностями ребенка, а возможно, и с неординарностью педагога. Дело в том, что, в дополнительном образовании работает большое количество одаренных, незаурядных, выдающихся личностей, с особым неповторимым «педагогическим почерком». В таланте таких педагогов часто можно не сомневаться. В дальнейшем мы гордимся, что жизнь свела нас и нашего ребенка таким необычным человеком. Ведь ребенку нужен не просто педагог-профессионал, он неосознанно ищет для себя социально важного человека, который в будущем, возможно, сыграет важную роль в его судьбе. В удивительный мир художественных, спортивных, технических, литературных и других открытий, прежде всего ребенка ведет личность педагога, увлеченная, влюбленная и бесконечно преданная своему делу. В таких случаях, и со стороны ребенка, и родителя необходимы навыки так называемой «психологической пристройки». Мы приглядываемся и прислушиваемся к человеку, который нам интересен, но пока не понятен и постепенно замечаем его внешнюю и внутреннюю красоту! Родителю желательно присутствовать на нескольких занятиях, понаблюдать, как реагирует ребенок на преподавателя, нет ли страха в его глазах, как педагог выстраивает контакт с ребенком, уважительно ли обращается к детям, не лебезит ли, не заискивает. В норме педагог должен спокойно со вниманием относиться к каждому ребенку. Дети не должны выражать эмоций страха, беспокойства, скуки и должны с удовольствием откликаться на вопросы и просьбы педагога.

Таким образом, нужно выяснить относится ли отрицание ребенка именно к деятельности, или есть проблемы социально-коммуникативных контактов с детьми или с педагогом внутри коллектива.

Если все-таки для родителя будет много тревожных сигналов, что-то будет его настораживать, возможно, временно прекратить занятия и вновь понаблюдать за ребенком. Иногда для ослабленных детей даже обычное общение в группе детей является нагрузкой, поэтому им чуть больше времени, чем обычному ребенку требуется для адаптации в коллективе.

Посещая дополнительное образование, у ребенка и у его родителей может возникать еще ряд трудностей. Кроме тех, что ребенок часто меняет свой интерес, трудность может быть связана с неготовностью ребенка к поражениям и неудачам в соревновательной деятельности. Разочарование от проигрыша может снизить интерес к занятию. Большинство детей, например, во время соревнований нельзя однозначно настраивать только на призовые места. Родителям необходимо помнить то, что, чем сильнее ребенок настроен на победу, тем труднее ему будет переживать даже незначительное поражение. Также в дополнительном образовании часто нужна активная помощь самих родителей, для участия в праздниках и соревнованиях, в подготовке костюмов, в сопровождении детей на выездных мероприятиях, а родители тоже бывают к этому не готовы.

Детство это особая страна, которую необходимо постоянно и с любовью строить для детей. Это страна проявления талантов и бесконечных открытий. Хорошо продуманная «инфраструктура» этой страны обеспечит ребенку успешную социализацию и радость самореализации. Родители обязаны наблюдать за ребенком, отслеживать его психическое, физическое и эмоциональное развитие, предупреждать возникновение различных отклонений в нем, создавать условия, способствующие гармоничному развитию ребенка.