Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
SMS-пожертвование на короткий номер 6162
Министерство образования и науки Российской Федерации

«МамаПапины» уроки

Педагог-психолог

Первой квалификационной категории

Близнюк М.Г.

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

«Выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным,

на самом деле осуществляется по формуле

«мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Е.А.Климов

Жизнь современного человека такова, что большую часть своего времени он проводит на работе, занимаясь производственной деятельностью. Профессия позволяет реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. По сути дела, место работы становится вторым домом, и большое значение приобретает, как человек себя ощущает там. Для максимально комфортной деятельности человеку необходимо получать удовольствие от работы и оптимально использовать свои способности. Достижению этого способствует правильный и своевременный выбор профессии.

Многие заблуждаются, предполагая, что вопросом профессионального пути необходимо задаваться только по окончанию школы и при поступлении в профильные учебные заведения. Практика показывает, что как раз к этому возрасту у большинства детей формируется устойчивые представления (зачастую ложные) о своих интересах и намерениях, и сломать этот стереотип не просто. Есть и ребята, для которых выбор дальнейшей траектории своего профессионального развития проблематичен по причине полного не знания себя и дезориентации в мире профессий. Именно по этому, родителям рекомендуют заниматься с ребенком профессиональным ориентированием с раннего возраста.

В дошкольном детстве (до 7 лет) знакомство с миром профессий происходит через копирование ребенком профессионального поведения людей из своего окружения и включение этого поведения в игры. Таким образом, многие игры дошкольников приобретают профессионально-ролевой характер, и способствуют дальнейшему самоопределению. На плечи родителей ложится ответственность, какими увидит ребенок разные профессии, какую информацию о каждой получит. В этот период необходимо разговаривать с ребенком о людях, выполняющих разную работу, показывать их на улицах (строитель, работник ДПС, продавец и т.п.), по телевидению (ведущий, актриса, военный и т.п.) и среди своих друзей. Положительно отзываться на предложения ребенка, поиграть в то или иное место работы (больница, работа, школа и т.п.), акцентируя свое внимание на особенностях профессиональной деятельности. Главное, создать для ребенка атмосферу комфорта и заинтересованности, что бы ему понравилось «работать» и «быть специалистом». Именно в этот период происходит закладка основ отношения к труду и профессионалам.

Младший школьный возраст для ребенка характеризуется значимыми переменами – в его жизни появляется совершенно новая и очень ответственная деятельность – учебная. С поступлением в 1 класс, ребенок меняет свою роль, становится школьником, приобретая вместе с этим массу новых возможностей и обязанностей. Мир ученья открывается перед ним всеми своими красками, начинается постижение законов развития жизни. В этот момент школьник открыт для получения новых знаний и максимально восприимчив к ним. У него формируется осознанное эмоциональное отношение к окружающим явлениям. Не является исключением и мир профессий. В данный период жизни ребенок, составляя мнение о той или иной профессии, ориентируется на окружающих его людей. Глядя на одного представителя специальности, он приписывает его поведенческие характеристики всем (Моя учительница – добрая, хорошая, значит все учителя такие!!!) и определяет тем самым свое эмоциональное отношение ко всей профессии в целом (Все учителя добрые и хорошие – я хочу стать учителем!!!). Таким образом, у школьника складывается общая характеристика профессионального мира и его предпочтений в нем. В младшем школьном возрасте продолжаются профессионально-ролевые игры, с уже более сознательным копированием поведения типичных, для ребенка, представителей профессии. Родители являются для ребенка самыми значимыми людьми и становятся значимыми представителями своей профессии. Он внимательно слушает рассказы о работе, копирует их в играх и транслирует родительское отношение к профессиональной деятельности. В это время важно следить за качеством источников из которых ребенок черпает информацию, рассказывать ему как можно больше о своей работе, не оставлять без внимания вопросы и истории, связанные с профессиональной тематикой. Нужно способствовать складыванию адекватного представления о мире профессий.

С поступлением в школу ребенок начинает осознавать свои интересы, способности, и возможности. Выполняя учебные задания различного характера, школьник понимает, какая деятельность ему хорошо удается, от чего он получает больше удовольствия. Естественно, ребенок тяготеет к занятиям, в которых он имеет успех, начинают проявляться природные способности и склонности ребенка. Родителям рекомендуется обратить внимание, какую деятельность предпочитает ребенок и развивать эти способности. Значимыми в развитии станут занятия с родителями и дополнительное образование по выбранному направлению, где ребенок в свободное время сможет заниматься любимым делом и общаться с единомышленниками. Не стоит обходить вниманием и проблемные занятия – необходимо помочь ребенку в их выполнении, совместно найти способы освоения знаний. Важно помнить, что с возрастом предпочтения ребенка могут кардинально измениться, и пробел в какой-то области может сказаться негативно!

На протяжении всего младшего школьного возраста у ребенка формируются первые ожидания желаемого будущего, поэтому очень важным является вопрос «Кем ты хочешь стать?». Размышления на эту тему запускают процесс воображения ребенка и складываются в профессиональные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение. Родители могут стать самыми благодарными слушателями историй своего ребенка и добавить недостающие детали в образы специалистов.

Одним из наиболее сложных периодов развития является подростковый возраст (до 15 лет). Это период всего нового. Изменяется физиология ребенка и происходит личностное преобразование. Жизнь подростка наполнена разными яркими событиями, а сам он находится на грани взрослости и детства. Именно в это время остро встает вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, связанный с окончанием школы. Зачастую, подросток не только не готов к этому выбору, но и не считает его необходимым. Родителям рекомендуется акцентировать внимание ребенка на том, что выбор профессии является очень ответственным шагом, и к нему нужно подойти осознанно. Такой выбор невозможно сделать ежесекундно, он повлияет на всю будущую жизнь. Необходимо заинтересовать ребенка мероприятиями, связанными с оказанием помощи и поддержки в период профессиональной ориентации, проводимой родителями и специалистами.

Сложным в плане самоопределения является и период ранней юности (до 18 лет). Этот период характеризуется окончательным осознанием собственного профессионального выбора и проверкой правильности этого выбора. Девушки и юноши должны окончательно определиться в своих намерениях, и начать профессиональный путь. Родителям на этом этапе необходимо оказать поддержку ребенку в его начинаниях, помочь советом, выслушать, совместно проанализировать будущие планы. Возможно семейное посещение специалиста-профориентолога или психолога. Самым главным становится участие и заинтересованность родителей в изменениях, происходящих с ребенком, принятие его решений. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на ребенка, навязывая собственную точку зрения, но и поддерживать нелепые и безосновательные желания тоже не стоит. Необходимо всегда искать адекватный компромисс. Так как период подросткового и юношеского возраста является наиболее значимым и сложным в области профессиональной ориентации, мы остановимся на нем подробнее в следующих консультациях.

Итак, профессиональное определение ребенка сложный и многогранный процесс, длящийся всю жизнь. Родители являются активными участниками этого процесса и каждому из них важно помнить, что любое взаимодействие с ребенком должно быть системным, а главным правилом помощи ребенку, должен стать девиз:

«Я могу помочь сделать его будущую жизнь лучше, но это его жизнь!».