Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
SMS-пожертвование на короткий номер 6162
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сенсорное развитие

Сенсорное развитие - основа умственного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие его восприятия  и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величины, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,накоплений представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогике: Ф. Фребель, М.Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии.

Тихеева Е.И., Запорожец АВ, Усова А.Л., и другие, справедливо считали,что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение -строятся на основе образов восприятия,являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В этой связи  каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет, чувственный опыт Профессор  Н.М.Шелованов назвал ранний возраст *золотая пора*сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальном, физкультурном, развитии речи,изобразительной  деятельности. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими.Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено лишь с одним,двумя сенсорными признаками .Оно требует  широкой ориентировки в цвете форме величине охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков следует, отметит что дети младшего возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета,формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением.

Игры- задачи развивают у детей восприятия и другие познавательные процессы.Игровые ситуации были разнообразны: это и различные поручения (найди предмет с заданными свойствами по предъявлению),и детское лото (цветовое,геометрическое). Поскольку большинство игр не продолжительны по времени и просты по своей организации проводится не только на занятиях, но и в свободное время.Но если игра совсем незнакомая детям и требовала от них довольно высокого умственно напряжения её проводят утром или в часы, отведённые для занятий т.к.в это время дети более продуктивно работают, лучше усваивают новое.

Главный методический принцип – многократное повторение,которое является необходимым условием развивающего эффекта.

Дети по – разному и в разном и темпе принимали и усваивали новое.Систематически участвуя в той или иной игре,дети начинали понимать её содержание,лучше использовали условия, которые создаёт игра для освоения и применения нового опыта.

Вывод: В начале года дети не могли выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывания мозаики, нанесения цветовых пятен,складывание простейших предметов из стройматериалов)Благодаря развивающим играм анализ за второй квартал показал,что из 8 детей воспроизводили формы,т.е.подбирали по образцу геометрические фигуры (круг, квадрат) 4 человека.Величина очень хорошо воспринималось в сравнении с другой величиной Дети фиксировали величину приёмом наложения  одного предмета на другой. Дети действуют с предметами выполняя разнообразные действия(открывают– закрывают)

УСТАНОВКА НА БУДУЩЕЕ:

1-ПРОДОЛЖАТЬРАБОТУ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩУЮ ИГРУ.

2-ИЗУЧИТЬ БОЛЬШЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:*РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА*И ПОПОЛНИТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ.

3-УДЕЛЯТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ МАЛОАКТИВНЫМ ДЕТЯМ.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – ДЕТИ УЧАТСЯ, ВЗРОСЛЫЕ ПОМОГАЮТ.

Очень часто при обсуждении проблем развитии речи основное внимание концентрируется почти исключительно на устном  слове. Точно так же часто, когда взрослые смотрят на малыша, они задают вопрос:*А он уже говорит?* Первые слова – это такая же знаменательная веха, как и первая улыбка, первые неуклюжие шаги ребёнка. Именно потому развитие речи  гораздо правильнее рассматривать в рамках более широкого контекста общения, с позиций, как обучения детей,так и степени, до которой взрослые помогают им в обучении.

РАЗНИЦА МЕЖДУ РЕЧЬЮ И ПОНИМАНИЕМ РЕЧИ.

Развивать способность к пониманию речи  окружающих так же важно,как учить говорить.Малыши с минимальным запасов слов (или вообще без него)или очень застенчивые дети, которые не могут заговорить,своим поведением всё же показывают,что они понимают информацию или наставления

Проверяя речь детей, можно рассматривать понимание речи обособленно от способности пользоваться словами. Такое понимание называется рецептивной речью.

Слова, которые дети произносят сами,составляют их язык или экспрессивную речь.Осмысливание детьми более сложной  речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких –то обыденных ситуаций,например, того,что игрушки  кладут в коробку,а не под неё. Таким образом, дети в этом возрасте заполняют пробелы между уже понятными им сферами. Однако возрастанию количества слов должна сопутствовать уверенность ребёнка,что другие дети и взрослые понимают их.

На втором году жизни дети демонстрируют начало речевого обмена совзрослыми тем, что они слушают слова, обращённые непосредственно к н им, пытаются отвечать на собственном *языке*

Дети усваивают,что слова, обозначающие знакомые им предметы,относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. К этому времени многие дети владеют большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто как взрослые. Часто они объединяют два слова в простые,но неправильные сочетания.Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого -то предмета или же чего - то, что ему хочется. Мы,взрослые,склонны считать речь нашим специфическим средством получать ответы на вопросы,выражать эмоции  или испытывать удовольствие от хорошей беседы. Дети,наоборот,получают удовольствие от самой речи и практического применения  того,что усвоено. Похоже, что, прыгая и бегая,напрягая мышцы своего речевого аппарата, они испытывают одинаковую радость,хотя взрослым это может показаться совершенно бессмысленным.

Если от 2 до 2.6 лет развития речи не наблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо от того,насколько малыш развивается в других областях. Поток речи ребёнка имеет прерывистый  характер, поскольку малыш ищет слова и способы выразить своё сообщение. Желание ребёнка общаться может превосходить  объём его речи,что иногда приводит ксвоего рода запинкам.Как и повторение слов,характерное для данного возраста,такие запинки на отдельных словах обычно проходят бесследно,если взрослые или насмешливые дети постарше не обратят это в проблему.

Дети ещё ограниченно  понимают  разные наставления или объяснения: что что–то опасноили что надо делиться.Они путаются в приказаниях из двух частей типа «Сделай то,а потом то»,обусловленных обещаний и объяснений вроде «Если съешь капусту, то получишь пирожное «Если взрослые сделают рассказывание сказок и пение приятными для ребёнка занятиями,он будет проявлять всё больше интерес к ним и желание участвовать в этом самому в этот период игра ребёнка, особенно основанная на подражании,отражает рост речевых способностей и стимулирует попытки малыша выразить свои желания.Постепенно для взрослых становится понятным разговор малыша с самим собой во время игры.Если его прежний опыт даёт на это основания,которые ответят на вопросы,выслушают сообщение и помогут, когда его собственный лексический запас окажется недостаточным.

Причины трудностей развития речи

Существует  много причин, создающих  проблемы  в развитии  речи.

1-Частична я или полная потеря слуха влияет на то, как ребёнок обучается  и говорит.

2-Такие особенности,  как  незаращение  верхней губы или нёба

3- Языковые трудности может вызвать эмоциональная жизнь ребёнка(сюда входят собственные чувства малыша,как он относится к своему окружению,реакции на события в его жизни, а также поведение взрослых и других детей.)

4-Если взрослый очень мало говорит с ребёнком,а речь чаще всего состоит  из запрещений  вроде «нельзя» или  «замолчи».

5-В отдельных случаях ребёнок может быть заторможенным из-за других  детей.Кто-то из них может получать удовольствие  от высмеивания его погрешностей .

6-Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребёнка на значительные перемены в его жизни или длительные периоды несчастий.

Не стоит бесконечно выискивать причины,лучше помочь,начав какую – либо практическую работу с малышом. Обсуждение проблем,возникающих в речевом развитии малышей, можно поделить на три части.

Во-первых,обсуждается   начальная стадия детской речи.

Во-вторых, рассматриваются проблемы внимания и развития детской способности слушать  и смотреть.

Некоторые дети предпочитают не говорить, хотя и могут, и такая «избирательная немота»,как это принята, называть,может быть различной для разных людей и ситуаций.Если взрослый проявляет властность ,то ребёнок ,иногда реагирует тем ,что прекращает говорить Первый шаг – попытаться выяснить ,говорит и общается ли молчун с кем –либо ?Некоторые дети,не желающие говорить в яслях, охотно говорят дома.Ребёнку надо регулярно создавать возможность  поговорить.

Как и почему маленькие дети общаются с взрослыми.

Люди,уверенные в том,что личность определяет поведение и мировоззрение, все –и взрослые,и дети –таковы, какие они есть ,и такими останутся навсегда .Человеческая личность – суть индивидуальности –вряд ли изменится :лучше всего рассматривать как данность.

Взрослые по – разному относятся к девочкам и мальчикам: к одним - утончённо,к другим- не так нежно. Отношение выражается через одобрение одних типов поведения детей и осуждения других.Взрослые должны быть готовы  проявить упорство при разрешении проблем с поведением малышей.Несомненно, чем дальше продолжается трудная ситуация,тем труднее изменить поведение.Надо быть готовым пережить трудный период привыкания,пока ребёнок не усвоит,что основные правила поведения изменились.Например, ребёнок,усвоивший,что нытьё или буйство быстро привлекает к себе внимание, может  поначалу ещё больше усердствовать  в таком поведении,если взрослый будет обращать внимание на это.Ребёнок уверился,что нытьё и занудство приносят успех,взрослому придётся проявить терпение, пока малышне усвоит,что взрослый уже не такой  или его собственный опыт  в отношении взрослых в данной ситуации не годится.

Желательно, чтобы дома и в яслях соблюдалось постоянство в основных принципах обращения с ребёнком.

Взрослые очень по – разному определяют,как им удобнее вести себя с малышом.Многие дети знают, что дома у бабушки действуют разные правила поведения.Если взрослые настойчивы в своих требованиях,дети усваивают,что люди бывают разные.

Дети часто по – разному ведут себя за столом в зависимости тех или иных взрослых. Забота в том,что «он в яслях есть,а у меня нет «это проблема не ребёнка,хотя её можно рассматривать с точки  зрения его «шалопайства». Малыш понял, что в яслях и дома действуют разные правила поведения за столом,и подчиняется им на базе своего опыта.Если мать хочет,чтоб её ребёнок вёл себя дома так же,как и в яслях, то, наверное,ей самой надо поменять своё поведение, например, постараться сделать обед приятным событием и не считать отказ от обеда отказом от родительской заботы и  усилий, вложенных в его приготовление.

Возясь с малышами, мы, взрослые,легко можем притерпеться к поведению, которое считаем трудным, и не задумываться  над тем,что движет ребёнком.Хороший пример –тип поведения,который называют «поиск внимания». Для ребёнка жажда внимания правильна и закономерна, т.е. «поиск внимания » сам по себе ничуть не предосудителен. У детей много простых эмоциональных потребностей: чувствовать себя признаваемыми и замеченными, значительными в какой – то мере особенными, любимыми и принятыми такими они есть, а также чувствовать себя компетентными в своём мире.

Чувства детей так же сильны, как и у взрослых. Они также переживают гнев, унижение, страх, досаду, печаль.

Когда гнев малыша изливается в истерику или сердитые, обидные слова,он может пугаться сам и нуждается в такие минуты в уверении,что его слова или действия не причинили непоправимого вреда.Некоторые детские проблемы можно рассматривать как факторы нормального развития.Расхожий  пример -это легкость, с которой впадает в раздражение 2-х летние дети. В 2 года зарождающиеся самосознание и потребности и потребности накладываются на ограниченную способность выразить свои желания словами или же перебороть себя, поэтому истерики 2-х летних детей можно считать фазой.Однако это не исключает необходимости утихомиривать орущего малыша и зачастую в присутствии посторонних. Необходимость постоянства в поведении взрослых очень важна.Ребёнок должен прийти к пониманию,к определённому поведению,не одобряемому взрослыми,сопутствуют ясные последствия.Если базовые правила будут нестабильны, ребёнок вряд ли переменит поведение и, скорее всего, станет противиться неясным критериям дозволенного и запретного.Убедившись,что взрослого можно вынудить уступить в том,что выдавалось  за непреклонное  правило, он и в будущем не уступит соблазну снова и снова пытаться и канючитьдокучать.

Важно,чтобы взрослые проявляли постоянство по отношению к ребёнку,поскольку дети учатся на примерах их поведения.Ребёнок, который видит непостоянство,сам не станет выполнять обещания или.

Стараться быть последовательным в своих поступках. Более того, непостоянство взрослых вводит детей в замешательство. Вместо того чтобы усвоить, какие границы дозволены, а какие не совсем.

Обязательно малыш знает, что взрослые вообще непредсказуемы. То они позволяют детям вести себя определённым образом, то вдруг очень сердятся из-за того же. Взрослые часто ссылаются на то, что у них есть свои причины для подобной непоследовательности. «Я просто сегодня  не в настроении».

Случается,что дети искрение не понимают, что от них хотят. Правила и рамки настолько ясны взрослым, что они  могут не «увидеть», что не усвоил их ребёнок. Хотя дети и способны к пониманию, оно зависит от того несколько доступны объяснения взрослого.

Иногда ребёнок адаптируется к чужому для себя набору правил, которые для взрослых – часть повседневности. Например, малыш, впервые пришедший в ясли, удивляется,что попить можно не когда захочется, а когда молоко или сок раздают  всей группе. Научиться противоположному - это значит прийти к пониманию, что имуществом ясельной группы надо обращаться иначе,чем со своим собственным.